Белбажский край.


Список используемой литературы:
*И.Сайкин" Православные русские обители"( год издания не указан)
*П.И.Мельников( Печерский) "Очерки поповщины".,1971г.
*Н. Филатов " Нижегородский край : факты , события, люди.," 1994г.
*Материалы Государственного архива Костромской обл.
*Воспоминания историка - краеведа П.И. Волкова.

*Стихи Марины Шевцовой.
Село БЕЛБАЖ Ковернинского района
Нижегородской области.


"Старая там Русь, исконная, кондовая. С той поры, как зачиналась земля Русская, там чуждых насельников не бывало. Там Русь сыстари на чистоте стоит,- какова была при прадедах, такова хранится до наших дней." ( П.И.Мельников - Печерский)

С 12 века в непроходимые заволжские дебри стали являться новые насельники. Здесь укрывались от кнутов и виселиц остатки казацкой вольницы , беглые крестьяне, отягощенные оброками... Смуты и войны 17 века расшатали народное хозяйство; неизбежным последствием явилось множество людей, задолжавших в казну и частным лицам. Им гро- зили правеж или вековечное холопство... Тогда-то и сложилась пословица " Нечем платить долгу, дай пойду за Волгу "... Так писал великий знаток Нижегородского Заволжья П.И.Мельников-Печерский.

Во второй половине 17 века , во времена церковного раскола бежали сюда и старообрядцы. Здесь находили они надежный приют и убежище. Людская молва возвещала о них по России: "Живут бо тамо человецы зело добры, от разных градов приходят ради душевного спасения ....несть бо во всей вселенной такия вера лучшия..."

Уже в 1656/57 году на притоке Керженца реке Белмаше (соврем.Белбаж) беглым монахом из-под Смоленска Ефремом Потемкиным был основан пер- вый тайный старообрядческий скит, из которого он часто наведывался с про- поведями в окрестные селения и на Макарьевскую ярмарку. Именно с этих мест и начинается заселение современного Ковернинского района.

В настоящее время село, возникшее на этом месте, называется Белбаж (ранее Белмаш, Беглаж - от слова "беглый", "беглец".)

В книге "Православные русские обители" И.Сайкин описывает, что в конце 17 века место, где сейчас расположено село Белбаж, было покрыто густыми лесами. В этих лесах жили 30 монахинь-раскольниц. Проживали они на иждивении богатого местного жителя Артемия.

Среди монахинь была и его дочь старица Феодора. До сих пор сохранились названия мест, где проживали монахини: Марьюшка, Верин дол, Старицы, Катюшка.

Во времена Петра 1 церковь была лишена экономического могущества и власти и была превращена в придаток государственного аппарата. На нее были возложены полицейские функции. Cвященники обязывались, нарушая тайну исповеди, доносить о всех неблагонадежных в своих прихо- дах.

Действовал Петр 1 через своих агентов, наделенных чрезвычайными полномочиями. Таким человеком в Нижнем Поволжье стал игумен Перес- лавль-Залесского Николаевского монастыря Питирим, которому царским указом (1707г.) было велено " в Балахонском и в Юрьевецком уездах... обращать и в соединение ко святей церкве приводить разкольщиков." Инок Питирим (впоследствии Нижегородский архиепископ) вместе с обра- щенным им из раскольничества монахом Филаретом и были основателями Белбажской обители.

Из материалов Государственного архива Костромской области: "В селе Белбаж Макарьевского уезда Костромской губернии при слободе Покровской и деревне Вязовка в 1708 году был основан Успенский Кержебельмашский монастырь.

В этом монастыре Питирим был до 1714 года настоятелем и сочинил"Брате- цу"- знаменитые ответы на предложенные керженскими староверами вопросы.

Существовал до 1764 года имел 350 душ крестьян. Последний игумен Амвросий был переведен в Пуховский Тихоновский монастырь.

Позднее в монастыре была основана монашеская женская "Троицкая обитель". Все раскольники , проживавшие вокруг этих мест, постепенно были обращены в православную веру. На территории монастыря стояли 3 каменных храма.

Дом игуменьи. Этот дом был построен в 1820 году. Вокруг него был большой сад, где росли сливы, яблони, барбарис, сирень, клёны, Сад был очень ухоженый.

Вэтом здании располагались кельи, в которых жили монахи.

"Вот этой самою дорогой и сто, и двести лет назад, к обители спешили люди, крестясь у монастырских врат.

И вновь в врата несли надежды, свои мольбы несли тайком, Пыля богатые одежды, плетясь в онучах, босиком."

Монастырские ворота. За высокими каменными стенами царили чистота и уют. Дорожки были посыпаны песком, кругом были цветники. Летом пышно цвели различные кустарники. На территории монастыря были ткацкая, швейная, башмачная, иконописная мастерские. Была создана школа для девочек.

На территории женской монашеской обители стояли 3 каменных храма: Троицкий храм,
Введенский храм,
Храм Спаса Нерукотворного.
Троицкий храм: Был построен в 1720 - 1726 г. г. Пристрои были возведены в 1809 - 1810г. г. В Троицком храме было три престола: Троица, Успенье Божьей Матери, Иоанна Богослова.

Фото: Троицкого храма и храма Спаса Нерукотворного.

" Вечер. Строгий колокол звон отправил ввысь,
Над Введенской церковью звездочки зажглись
У икон - монахи, в келье треск свечи,
Речка Белбаж плещется, всё в ночи молчит.
Храм соборный Троицкий замер средь ветвей
Словно тихо молится, просит за людей.
Ты прости их, Господи, строго не суди,
Ослепленных грешников сжалься, пощади !

Фото:Введенский храм. Построен в 1733 году.

Монастырю принадлежали огромные угодья: леса, поля, покосы . Также были две мельницы (одна -против монастыря , другая - на Черном омуте ), коровник, конюшня , птичник, пасека, пекарня. На реке была сделана запруда, где занимались разведением рыбы.

Для охраны лесов вдалеке от монастыря были построены кельи , где жибли монахини круглый год. С поселения Старицы одна из монахинь ходила затемно в монастырь за 15 киллометров к заутренней службе. Другая старица Ховронья жила на Катунском долу. Говорят, что она даже медведя приручила, хлебом его прикармливала. В километре от монастыря, где позднее образовалась деревня Андреевка, была монастырская дача. Здесь росли могучие ели, а между ними бежал веселый ручей из родника. В центре дачи была монастырская келья. Здесь также были чистота и порядок. Сюда по праздникам приходили на гулянья жители окрестных деревень.

"И был в обители достаток,
и земли разметнулись вширь...
Так жил в Макарьевском уезде
когда-то русский монастырь."

Из воспоминаний Малышевой Анны Осиповны: "С малых лет ходила в монастырь. До сих пор помню некоторых монахинь: матушку Сергия (она была из богатой купеческой семьи и хорошо лечила) , к ней за помощью приходили и многие миряне, матушка Александра и Виталия занимались росписью икон. В монастыре была "читарная", прихожане обращались к монахиням с заказными молитвами (за упокой,за здравие и пр.). В 1922 году здесь крестили брата Александра. Помню имена игумений, которые в последнее время управляли обителью: Мария, Евпраксия, Екатерина(её отец, богатый купец, дал средства на строительстио Введенской церкви), Иеримонья, Апполинарья, Евтихья . Для охраны монастыря были присланы солдаты. В селе Белбаж до сих пор сохранились фамилии, которые носили первые охран- ники, -- Тесёлкины, Крымовы, Буйковы, Пахтусовы. Солдаты имели земельные наделы в виде полос. И в настоящее время эти урочища так и называют "солдатскими".

Из года в год росла подмонастырская слобода. Она делилась как бы незримо на две части . В первой, западной, жили служители церкви: священники, дьяконы, псаломщики, писари. Её так и назы- вали "Поповская слобода." Она была очень ухожена, было очень много всяких насаждений . А весной она утопала в буй- ном цвете сирени, черёмухи, акации. Бывало на праздниках парни с гармошками и песнями сюда не смели и заходить - считалось это грехом. До сих пор сохранились дома, где жи- ли поп Рогожин, дьякон Виноградов, священники Беликов и Сокольский, писарь Фигин,"-- вспоминает Смирнова Алек- сандра Александровна.


Крестьяне жили в восточной части села. Их поля были расположены иа северной стороне, земли на северно-западной стороне села Белбаж принадлежали монастырю и священникам.

Владение землеи было общиное. Все земли распределялись по едоком или по живым душам. Переделы земли были редкими, хотя сенокосные угодья делились до образования колхозов. Количество полос было одинаково у всех , но ширина их зависела от числа едоков. Урожаи были низкие. Лучший хлеб родился лишь на ближних полосах, а на отдаленные не хватало навозу.

Рожь всегда украшалась васильками . Много сеяли овса, потому что этот злак давал самый разнообразный набор кушаний: овсяный кисель, толокно, крупа, завариха, сырово. Орудия для обработки земли были самыми примитивными: деревянная соха с железным наконечником, деревянноя соха , обычно сколоченная из еловых сучков . Позднее появляются плуг , пружинная борона , ручные веялки ,льномялки - валчовки . Первый железный плуг в селе появился у крестянина - середняка Чернигина В.П ., а льномялка - в 1905 году у Крымова Ивана Романовича . Местность вокруг Белбажи холмистая , почва супесчаная , малопродородная. Из - за низких урожаев крестьянам приходилось заниматься подсобными промыслами.Наиболее умелые и предприимчивые имели ветряные толчеи, кузницы, маслобойки, мельницы, занимались также гончарным ремеслом. Некоторые сапожничали, шили. Были в деревне и торговцы. Соловьёв Михаил Григорьевич был купцом 3 гильдии.

В Вязовке (деревня рядом с селом,по правому берегу реки) проходили бойкие базары еженедельно по воскресеньям летом и по вторникам зимой, а также по праздничным дням: на Покров, в Троицу, Введеньев и Сретеньев дни. На базар приезжали торговцы из Варнавина, Уреня, Ветлуги и других мест.В деревне было 3 трактира, где приезжие могли пообедать. Иногда здесь наблюдались и пьяные гуляния.

Население Белбажи и окрестных деревень регулярно ходили молиться в монастырский храм и в церковь. Первая православная церковь в селе была деревянная, она сгорела во время пожара вместе с подмонастырской слободой.

В 1820 году в селе была построена каменная с высокой колокольней Покровская церковь. Строительство велось на средства прихожан. Каждый крестьянин после полевых работ приходил на строительство храма. Перед церковью были возведены красивые каменные ворота с башенками. Кругом была ограда, рядом с церковью - кладбище.

Из рассказа Волковой Натальи Николаевны: "В религиозные праздники в церкви собиралось очень много прихожан. Некоторые приходили даже с обедом. На клиросе вместе с дьяконами пели мужчины: Рубцов,Туранцев, Цветков. Колокол на церковной колокольне был большой, поднимали его наверх вручную, без каких либо приспособлений. Звон церковного колокола отличался от монастырского. Все жители в округе на слух определяли, какой колокол звенит: у церковного звон был сильный и звонкий , у монастырского - печальный ,тонкий."

Р С Ф СР Архивный отдел Костромской области Государственный архив Костромской области В 1820 году при Покровской слободе была построена Покровская каменная церковь. В храме три престола :
1. В честь Покрова Пресвятой Богородицы
2. Сретенья Господня
3. Святых апостолов Петра и Павла.
Постоянными средствами церкви были проценты с основного капитала общего назначения в 1083 рубля. Притч храма в 1911 году составлял: 3 священника, дьякон, 3 псаломщика. Доход от богослужения и требоисправлений доходил до 1400 рублей в год. Церковной земли в начале века * до 1917 г.*было: усадебной - 4 десятины 1650 квадр.саженей , пахотной - 36 десятин 1500квадр. саженей, сенокосной 11десятин 500 квадр. саженей,, под старым погостом - 2 десятины 300 квадр. саженей. Прихожан было 1956 душ мужского и 3124 женского пола. По роду занятий приход был оседлый, сельскохозяйственный. Раскольников в приходе вплоть до Сермягина не было. К церкви относились 23 приходских селений. В приходе было 5 школ: 3 земские, одна церковно-приходская, одна министерская , двухклассная.

ЛЕГЕНДЫ и ПРЕДАНИЯ

*При монастыре жила монахиня Лизонька.Она была наделена даром провидения, её называли Лизонька Блаженная. Её маленькая келья располагалась прямо при колокольне. Однажды Лизонька одела ярко-красное платье и пошла по деревне, при этом она плескала водой из ведра на дома, постройки.Через некоторое время вся слобода выгорела. * Однажды Лизонька Блаженная шла по улице слободы. Близ дороги играли деревенские ребятишки. Лизонька подошла к меньшому из них, ласково потрепала его за ручки, ножки, приговаривала при этом: "Ох, какие пухленькие ручки и ножки!"Вскоре и руки и ноги мальчика стали недвижимы, он заболел и умер. *Подмонастырская слобода часто горела.Однажды во время пожара огонь вплотную подошёл к монастырским стенам.Ограда монастыря была в то время деревянной.Матушка игуменья Елизавета встала перед пламенем с образом "Неопалима Купина" и истово молилась.Пожар был остановлен. А монахини тем временем стены монастыря и его ограду прикрыли мокрыми мочальными кулями. *Священники оказывали иногда большое сопротивление всему прогрес- сивному, что пробивало себе путь в этих глухих местах. Однажды зажиточ- ные крестьяне закупили удобрения для того, чтобы повысить урожайность скудных земель. Священники заявили: кто поест хлеба, выращенного с применением удобре- ния, то их сердца окаменеют. Многие отказались от примения удобрений.

В 1905 году в селе Белбаж была оргнизована волость Макарьевского уезда Костромской области. Во главе волостного управления стояли старшина и писарь .Они занимались сбором налогов, набором рекрутов, устройством дорог и содержанием ямщины.

Советская власть в наших местах была установлена мирным путём. Правда, зажиточная часть населения всячески противилась этому. А в Белбаж собра- лись представители из окрестных деревень с протестом против войны. Они заявили:"Довольно воевать!", "Мы хотим мира!".Из Ковернино был вызван отряд красноармейцев, и всё обошлось благополучно.

Наши земляки принимали участие в русско-японской( 1904-1905г.г.) и первой мировой (1914-1918г.г.) войнах.Некоторые из них были награждены тремя Георгиевскими крестами: это Лебедев Егор Васильевич из д.Осиновка, Поляшов Иван Васильевич из д.Вязовка, Козлов Егор Дмитриевич из д.Давыдово, Пряженцов Степан Евгениевич из Вязовки.

Вскоре после установления Советской власти в 1924 году Троицкий женский монастырь был закрыт .Все ценности и дорогие убранства были вывезены.Говорят,что вывезли около 17 пудов золота (кресты, оклады икон, чаши).

Троицкий храм на территории монастыря ещё действовал до 1929 года. За ним были закреплены жители деревень: Гавриловка, Невейка, Плоски, Парамоново, Рябово, Радость, Осиновка. В 1921 году во время сильного голода здесь был организован детский приют. Для детей местных жителей оргнизовывались благотворительные обеды.В 1929 году и Троицкий храм был закрыт.Многие монахини и священники были репрессированы. Вскоре также была закрыта и Покровская церковь.

Для снабжения местного населения удобрениями, сельскохозяйственными орудиями, а также для выдачи денежных ссуд на покупку этих товаров было оргнизовано ещё до революции Кредитное товарищество.В 1928 году на базе этого товарищества была оргнизована производственная артель, которая занималась выработкой рогож через кустарей-надомников , а также поделкой коромысел, выточкой и раскрашиванием деревянных ложек. Мочало для рогож закупали в низовьях Волги и завозили из Ветлужского и Варнавинского районов.

В 1929 году с приездом в артель инструктора Ходаковича Степана Ивановича началось производство спатри- манили( полотно из осиновых стружек, из которого шили картузы, дамские шляпки).В 1931-1932г в артель был приобретён паровой двигатель( установили его прямо в Троицком храме на месте алтаря) и начали точить берёзовую чашку и окрашивать её. В 1930 году Ковернинским райсоюзом был оргнизован коопхоз. Первым заведующим его был Крымов Александр Иванович. В хозяйстве имелось 70 коров, огороды. Он был создан с целью производства продукции животновод- ства и огородничества.Но по причине бездорожия и отсутствия рынков, кооп- хоз оказался нерентабельным и был в 1932г. закрыт.В начале 30-х годов начали образовываться колхозы. В Вязовке колхоз был образован в 1930 году. Первым его председателем был Метельков Ефим Родионович.

Из воспоминаний Тесёлкиной Марии Арсен тьевны:"в 1935 году на территории бывшего монастыря была оргнизована МТС. В доме игуменьи располагалась контора. Первыми директорами были Димитров, Туранов, Романов. Все специалисты МТС были с высшим образованием. При МТС в зданиях монашеских мастерских была создана РКШ, в ней готовили кадры для колхозов. Дисциплина в МТС была очень строгая. Относились к делу очень ответственно.Работали даже по ночам.Пахоту принимали и агроном МТС, и колхозный агроном. В 1950 году произошло объединение колхозов. МТС была расформирована в 1959 году."

Во время Великой Отечественной войны с территории сельского совета было призвано на фронт 1000 человек. 430 из них погибли. Среди наших земляков-кавалер ордена Славы трёх степеней Пряженцов Александр Михайлович. В село были привезены эвакуированные дети из блокадного Ленинграда, для них был оргнизован детский дом. В военное время в МТС была создана женская тракторная бригада.

После ликвидации МТС все монастырские здания перешли колхозу. В монастырских кельях по сей день находятся колхозные ремонтные мастерские: в Троицком храме-столярка, в Введенском храме-Дом Культуры, в Доме игуменьи - Дом для престарелых. В Покровской церкви долгое время располагались база райпо и колхозный склад. В настоящее время в ней возобновлена служба, церковь действует, реставрируется.

Летопись подготовили: ученицы 8 класса
Белбажской средней школы
Пряженцова Катя
и Догадова Юля
в 1999 году
под руководством преподавателя Перцевой В.В.

Белбаж