Едем к Черному морю!



Из серых городских будней “биржевой” экипаж на майские праздники выехал на пестрое и яркое тропическое Черноморское побережье от Гагр (Абхазия) до Севастополя (Украина). Пройдено более 5000 километров, обследовано более 10 курортных зон на предмет стоимости и условий отдыха.
Описание: http://www2.birzhaplus.ru/locman/locman_2003/9/tur2.jpg
Выехать 25 апреля смогли только в 20.00, зато ничто не тревожит совесть и все дела остались в Нижнем. Мы решили проверить маршрут, проложенный для нас интернет-сервисом на http://www.autotransinfo.ru , и едем на юг не привычной дорогой через Шацк и Тамбов, а забирая глубже в Рязанскую область, через Ряжск и Липецк. Но в начале маршрута мы решили чуть схитрить и пойти на Муром не через Павлово, а через Гороховец — нас привлекает дешевый бензин Владимирской области —от 8.50 за литр А-93. Московская трасса к 21.00 относительно свободна.
У Гороховца поворачиваем на Фоминки, заправки отсутствуют до самого Мурома, где бензинчик уже кусается. Проезд через Муром прост, как и дорога до Касимова, около которого мы встаем на ночевку близ поста ДПС.

Цены на бензин по пройденному маршруту

Населенный пункт

ДТ

А-76

А-92

А-95

Гороховец (Владимирской)

7-10

6-90

8-80

10-00

Муром (Владимирской)

10-20

Шилово (Рязанской)

7-60

7-60

9-60

Отсут.

Александро-Невский (Рязанской)

7-60

7-60

9-60

Отсут.

Пересечение с М6 (Волгоградка)

7-40

7-50

9-50

11-60

Чаплыгин (Липецкой)

7-90

7-60

9-90

11-30

Липецк

7-90

7-60

9-90

11-30

Воронеж и окрестности

7-60

7-20

9-80

11-50

Верхний Мамон (Воронежской)

7-40

7-30

9-60

11-80

Каменск-Шахтинский (Ростовской)

7-20

7-30

9-30

10-50

Аксай (Ростов-на-Дону)

7-90

8-00

10-50

11-50

Краснодар (в окрестностях)

7-00

7-70

10-00

11-00

Агой (район Туапсе)

8-50

8-50

10-50

12-00

Лоо

9-00

9-00

11-00

12-50

Сочи

9-10

9-30

11-20

12-50

Красная поляна

9-10

9-30

11-20

12-60

Геленджик

9-00

8-60

10-50

11-00

Новороссийск

7-80

7-80

9-80

11-00

Феодосия (Крымской)

9-30

9-30

10-80

12-60

Ялта

9-60

9-60

10-80

12-30

Симферополь

9-90

9-60

11-40

13-20

Бахчисарай

9-00

9-30

10-80

12-60



Подъезжаем к посту ДПС в Горячем Ключе. Аккуратно встаем на “стоп-контроле” и, медленно трогаясь, ползем под дружелюбным наблюдением двух “гибэддшников”. Третий, в военной форме, поворачивается к нам и, посчитав, как мне показалось, мою езду слишком медленной, подгоняет меня, махая рукой в попутном направлении. Через минуту мы уже любуемся горными серпантинами, которые начинаются сразу же после поста. Но не успел я ими насладиться, как нас прижимает к обочине белый фольксваген. Отняв у меня техпаспорт и водительское удостоверение за неподчинение указаниям милиции (оказывается, “вояка” так меня останавливал), нас провожают к уже знакомому посту.
Нам обещают теплый прием в Краснодарском суде, который состоится через два дня. Поговорив конструктивно с инспектором и отклонив предложение о написании жалобы, просматриваем преддложенное “меню”, согласно которого я могу заплатить штраф в 500—1000 рублей на месте. Я рассказываю о цели нашей поездки, и инспектор, расстроганный нашей целью, уже ворчит на “вояку”. Я компенсирую бензин, потраченный в погоне, и мы расстаемся, довольные друг другом.
К побережью настроение поднимается, и от Джубги мы едем по настоящим горным дорогам, которые будут нам сопутствовать до самого Адлера, самой южной точки Черноморского побережья Кавказа. Сначала езда напрягает, но потом становится очень увлекательным занятием. Качество покрытия дорог на высоте, но изобилие поворотов вносит в понятия о правильной езде свои коррективы. Иногда на закрытых поворотах водители выходят на встречную полосу и пытаются совершить обгон. Бывают и неудачные попытки, но из-за малой скорости они решаются резкой остановкой “капот в капот” без взаимного раздражения. По дороге до Адлера мы видели и аварии, и колеса, отлетающие от фур на крутых поворотах в нашу сторону; не видно было только засад ГИБДД.
В Гагры мы едем уже без автомобиля — жалко терять несколько часов на таможне. Судя по стоящим вдоль дороги торговцам бензином, с ним там бывают перебои. Движение на дорогах Абхазии имеет свои особенности. Так, например, водитель маршрутки, на которой мы ехали до Псоу (приграничного поселка), останавливался, чтобы расцеловаться со своими друзьями, встречающимися по пути, но никто из пассажиров по этому поводу не возмущался — более спокойного и исполненного достоинства народа я не видел.
Вернувшись в Адлер, мы решаем заглянуть на Красную поляну. К сожалению, перевал открывают на короткое время (с 8 до 12, с 13 до 15, с 16 до 18 часов), проводя работы по предупреждению камнепадов. С обеих сторон опасного участка стоят посты ДПС, которые попеременно пропускают потоки автомобилей. Добравшись до начала канатной дороги, мы оставляем авто и бродим по окрестностям. К сожалению, подъем к вершине (стоимость — 500 руб.) закрыт, и мы, купив бальзама, медовухи и прочих горных нектаров, едем обратно (как потом оказалось, мы могли проехать гораздо выше на лошадях и даже на авто).
В Джубгу возвращаемся уже ночью, и я могу оценить преимущества темного времени суток для движения по серпантину: встречный транспорт виден издалека и поток автомобилей существенно реже.
Переночевав в Геленджике прямо в авто и изучив поутру его окрестности, едем дальше.
Глубокая ночь. Мы уже подъезжаем к порту “Кавказ”, когда дорогу неожиданно преграждают трое в камуфляже с автоматами наперевес. Осмотрев наш экипаж, они спрашивают, не останавливал ли нас дезертир, в точности похожий на них, и просят в случае контакта с ним сообщить “погранцам”. Километра через три мы видим уже одного “бойца”, но, слава богу, из темноты, поправляя галифе, выскакивает его напарник. Оценивая риск поездки, мы как-то больше беспокоились о грузино-абхазском конфликте, но оказалось, что более опасным регионом оказалась Россия.
Порт “Кавказ” — порт “Крым”: переправа из Азии в Европу. Мы напуганы предшествующей встречей и с таможней, и с пограничниками, и с миграционной службой, и с неадекватно реагирующими на российские номера украинскими инспекторами ДАI (аналог нашего ГИБДД). Но слава богу, нам везет с людьми. Сначала Денис из Нижнего Новгорода (бывает же!), а затем Вовка (так и не узнал, откуда он) помогают нам купить билет на паром (ходит каждый час) и разобраться со всеми приграничными службами.
Особенно усердствует Вовка. Как оказывается, у него везде есть знакомые. С помощью боцмана он пропускает наш автомобиль вперед автобусов и ставит его так, чтобы при выезде на украинскую сторону мы двинулись сразу за ним. Я занимаю позицию на пароме, и ко мне сразу же подбегает Вовка. Он провожает меня к окошечку, в котором помогают заполнить уже украинскую декларацию (чтобы не тратить времени на украинской таможне). За нами почти мгновенно выстраивается очередь из пассажиров автобусов.

“Свежие” цены на проживание в Черноморских курортах

Курорт

Цена, условия

Гагры

Койко-место 50 руб., санаторий — 450 руб./день

Адлер

Койко-место 100 руб., квартиры $100

Сочи

Койко-место 150 руб.

Геленджик

Койко-место 100 руб., квартира 500—600 руб.

Алушта

Койко-место 75 руб.

Ялта

Койко-место 150 руб.

Севастополь

Гостиница 150 руб.


Описание: http://www2.birzhaplus.ru/locman/locman_2003/9/tur5.jpg
У последнего выезда нас уже ожидает Вовка, который собирается нас “довести” до Феодосии (главное, как нам кажется, выехать из Керчи). Он куда-то спешит, и поэтому подгоняет нас до ближайшего пункта, где нам быстро, без лишних бумаг и по приемлемой цене, поменяют доллары на гривны. И вот мы уже шныряем по ухабистым и узким керченским улочкам за уже ставшей родной желтой потрепанной “шестеркой”. Напуганный “особым отношением” к российским автомобилистам, я еще больше боюсь потерять из виду Вовку, который не умеет ездить меньше 70 км/час (и это там, где я боялся ехать даже потихоньку!).
Но, слава богу, мы выезжаем на симферопольское шоссе. Надо сказать, что дороги на Украине после краснодарских “отутюженных” трасс выглядят заметно хуже. К тому же мы оказываемся в тумане, какого я еще ни разу не видел. Вовкины фонари видны только метров на 30, стеклоочистители размазывают по стеклу молоко, и вдобавок ко всему я смертельно хочу спать: время около четырех утра.
Останавливаемся: у Вовки троит двигатель, я предлагаю свои запасные свечи, меняем, чистим карбюратор, трогаемся, проезжаем несколько километров, ситуация повторяется. Вовка уговаривает меня доехать до Феодосии: вставать на трассе нельзя из-за нулевой видимости, да я и сам не могу бросить друга. Каким-то образом доезжаем до Феодосии, еще раз возимся с его “шестеркой”, и он отбывает дальше.
Поспав несколько часов, мы начинаем “Украинский боевой поход” и через несколько часов подъезжаем к Ялте. Опять оцепление вдоль дороги — сюда приехали Путин и Кучма. Бывает же! На выезде из Ялты нас останавливает инспектор ДАI и выясняет, откуда мы привезли столько грязи. Мы узнаем, что находимся в курортной зоне, где даже запретили этилированный бензин. Пересказываем ему нашу “легенду”. Чувствуется, что он расположен к нам, но с другой стороны, органически не может пропустить такое безобразие дальше. Наконец он отпускает нас с обещанием “помыться” при первом удобном случае.
По пути мы заезжаем в Новый Свет, известный своим изысканным шампанским, Ласточкино гнездо, Никитский ботанический сад (перед Ялтой).
Мы заканчиваем поход в Севастополе, устроившись на ночлег с помощью местного таксиста. За 20 гривен он “довел” нас до окраины города, устроил в достаточно дешевую гостиницу, “довел” до автостоянки, провел обзорную экскурсию по городу и доставил в центр. У нас за 120 рублей ночью, по моим понятиям, можно только добраться до окраины города из центра.
С утра мы отправляемся обратно, заехав в Бахчисарай и осмотрев его обширные достопримечательности. Далее, сев на хвост “спонсору” в Симферополе, через Джанкой (на объездной спонсор попался на запрещенном обгоне), добираемся до Мариуполя. Там мы еще раз убеждаемся в том, что поздно вечером вам не сдадут комнату, не обменяют валюту и вообще с опаской будут на вас смотреть. С грехом пополам обменяв доллары, мы выезжаем из города, и я тут же пропускаю “стоп-контроль”. Меня остановливают. Я искренне раскаиваюсь в содеянном перед возмущенным блюстителем порядка, и меня с богом отпускают.
Границу близ Таганрога мы опять, как “опытные контрабандисты”, проходим ночью. Сонные таможенники пропускают нас даже без заполнения декларации. Я пытаюсь узнать нормативы вывоза алкогольной продукции и валюты в Россию, но мне “дружелюбным” тоном дают понять, что могут мне организовать утром пресс-конференцию, которую я буду дожидаться в принудительном порядке. Дальше едем без приключений. Меня разочаровывает муромский паром, который отправляется при полном заполнении транспортом и ходит только где-то до 23.00. На последнем отрезке до Нижнего наваливается смертельная усталость, но очень хочется спать в нормальной кровати. Еду и вижу по сторонам вместе с реальной дорогой горные, морские пейзажи — я дошел до очень опасного состояния полусна. Но удача сопутствует нам до конца — и вот мы дома!

В заключение позволю себе сделать несколько обобщений.
— Не дозволяйте себе шуток с таможней, пограничниками и миграционной службой по поводу вашей проверки. Вам эта процедура кажется любопытной и даже забавной, а им — ежедневной и в большинстве своем рутинной работой. Кроме того, они обязаны реагировать на всякую информацию (в том числе и на ваши “приколы”).
— В курортных городах повсеместно расположены платные парковки, которые носят зачастую очень навязчивый характер. Этих поборов можно избежать либо заняв принципиальную позицию (они, как правило, организованны незаконно), либо не доехав до “достопримечательности” метров 50.
— Мы около 10 раз “беседовали” с инспекторами на Украине и можем на основе этого опыта сказать: никаких “особых отношений” к россиянам у украинского ДАI нет. Другое дело, что они очень принципиально относятся к соблюдению ПДД, и поэтому:
— На “стоп-контроле” лучше постойте несколько секунд, чем обозначать остановку проездом на маленькой скорости.
— Инспектор сделал непонятный жест — полюбопытствуйте, что это такое.
— Не касайтесь сплошной полосы.
— При ограничении скорости лучше ехать со скоростью меньшей, чем указывается знаком.
— Следите за внешним видом автомобиля — это в курортной зоне принципиальный вопрос.
— Заранее запаситесь знаком “RUS”, свидетельствующим о вашей государственной принадлежности.
— Едете по незнакомой дороге — найдите ведущего (попутный автомобиль, идущий с близкой вам скоростью).
— Конечно, можно сказать, что нам повезло с инспекторами. Мы считаем, что повезет и вам, если будете относиться как к ДАI, так и к ГИБДД с уважением и пониманием. Нарушили — признайте вину; не нарушили, умейте корректно и конструктивно доказать свою точку зрения или отказаться от бесполезных пререканий.
Наш экипаж выражает благодарность за понимание и содействие всем нашим добрым попутчикам. Особую благодарность выражаем ДПС за обеспечение нам приятного и безопасного путешествия: охрану нашего сна, подсказки по дорогам, требования к нам и другим участникам движения соблюдения правил.


Андрей ПРИПИСНОВ