КРЫМ и КАВКАЗ были за нас!


   На майские праздники "биржевой" экипаж объехал побережье Черного моря от Гагр (Абхазия) до Севастополя (Украина). Пройдено более 5000 километров, обследовано на предмет условий и стоимости отдыха более десяти курортных зон.

   Мы решили проверить маршрут, проложенный для нас интернет-сервисом на http://www.autotransinfo.ru, и едем на юг не привычной дорогой через Шацк и Тамбов, а заходя глубже в Рязанскую область, через Ряжск и Липецк. Правда, в начале пути мы чуть схитрили и выехали на Муром через Гороховец: нас привлек дешевый бензин Владимирской области - от 8,5 руб. за литр АИ-93. Московская трасса к вечеру относительно свободна: в Москву все стремятся попасть часам к десяти и выезжают, как правило, часа в три утра. Соответственно, меньше донимает ГАИ.

   За Гороховцом поворачиваем на Фоминки - тут заправки отсутствуют до самого Мурома, где бензинчик уже "кусается". Проезд через древний город прост, как и дорога до Касимова, около которого встаем на ночевку близ поста ДПС. Проспав с часу ночи до четырех, трогаемся дальше, времени для отдыха вполне хватило. Проезжаем через Сапожок по ухабистой дороге и, выехав из Ряжска, устраиваем завтрак. Температура за бортом -4оС, так что двигаемся очень быстро. Отличная идея насчет сосисок, запеченных на огне. Они не требуют столько дров и времени, как шашлыки, но по праву относятся к горячей пище. Отправляемся дальше и, объехав без всяких приключений Липецк, выходим на объездную воронежскую трассу. Как и в былые годы, она полна фур и "засад" гаишников. Дорога узкая, и нетерпение водителей понятно, поэтому хмуро разглядываем служителей порядка, расположившихся по обе стороны трассы. За Новой Усманью она, правда, иногда становится четырехполосной.

   На въезде в Краснодарский край встречаемся с макетом автомобиля ДПС. Такие муляжи будут "сидеть в засаде" по всей Кавказской трассе, а также на Украине. Идея кажется поначалу наивной, но на самом деле она хорошо продумана: иногда за этим макетом дежурит настоящий инспектор.

   Ближе к побережью настроение поднимается, и от Джубгы мы едем по настоящим горным дорогам до Адлера, самой южной точки Черноморского побережья Кавказа. Сначала такая езда напрягает, но потом становится очень увлекательным занятием. Нахожу достойного "ведущего" и, пристроившись к нему "в хвост", мчусь ничуть не хуже, а порой даже лучше авто с краснодарскими номерами. Качество дорожного покрытия на высоте, но изобилие поворотов вносит в представление о правильной езде свои коррективы. Иногда на закрытых поворотах водители выходят на встречную полосу и пытаются совершить обгон.

   В Гагры едем уже без автомобиля - жалко терять несколько часов на таможне. Судя по стоящим вдоль дороги торговцам бензином, с ним там бывают перебои. С другой стороны, местные жители убеждали меня, что около Гагр есть круглосуточно работающая АЗС, но проверить эту информацию мы не смогли.

   Вернувшись в Адлер, решаем заглянуть в Красную Поляну. Обещанный восьмикилометровый "кошмарный" участок оказывается на самом деле горным серпантином длиной не больше трех километров и с живописнейшими видами. К сожалению, перевал открывают на короткое время (с 8 до 12, с 13 до 15 и с 16 до 18 часов), в промежутках между работами по предупреждению камнепадов, которые, по словам местных жителей, уносят до шести жизней в год.

   В Джубгу возвращаемся уже ночью, и я могу оценить преимущества темного времени суток для движения по серпантину: встречный транспорт виден издалека, а поток автомобилей не так плотен, как днем. Трасса от Джубгы до порта Кавказ гораздо более ровная и только в районе Михайловского перевала дотягивает до "сочинского трекинга".

   Переночевав в Геленджике прямо в автомобиле и изучив поутру окрестности, едем дальше. Перед Новороссийском видим милицейское оцепление вдоль дороги, расставленное, как выяснилось потом, в честь прибытия Михаила Касьянова. Сомневаясь в выбранном повороте, я останавливаюсь около водителя "Москвича", спорящего с милиционером оцепления, и спрашиваю о дороге на Анапу. Милиционер скороговоркой сообщает о запрещении остановок по пути следования эскорта, а владелец "Москвича" советует мне ехать, ориентируясь на этих "бездельников".

   Глубокая ночь. Мы уже подъезжаем к порту Кавказ, когда дорогу неожиданно преграждают трое в камуфляже с автоматами наперевес. Осмотрев наш экипаж, они спрашивают, не останавливал ли нас дезертир, в точности похожий на них, и просят в случае контакта с ним сообщить "погранцам". Оценивая риск поездки, мы как-то больше беспокоились по поводу грузино-абхазского конфликта, но оказалось, что в России опаснее.

   Порт Кавказ - порт Крым. Мы напуганы предстоящей встречей и с таможней, и с пограничниками, и с миграционной службой, и с неадекватно реагирующими на российские номера украинскими инспекторами ДАI (аналог нашей ГИБДД). Но, слава богу, нам везет с людьми. Сначала Денис из Нижнего Новгорода (бывает же!), а затем Вовка (так и не узнал, откуда он) помогают нам купить билет на паром (ходит каждый час) и разобраться со всеми приграничными службами.

   Особенно усердствует Вовка. Как оказывается, у него везде есть знакомые. С помощью боцмана он пропускает наш автомобиль впереди автобусов и ставит его так, чтобы при выезде на украинскую сторону мы двинулись сразу за его машиной. Я занимаю позицию на пароме, и ко мне сразу же подбегает Вовка. Он провожает меня к окошечку, в котором помогают заполнить уже украинскую декларацию (чтобы не тратить время на украинской таможне). За нами почти мгновенно выстраивается очередь из пассажиров автобусов. Кстати, ввоз гривен на территорию Украины ограничен, и излишняя "самостийная деньга" будет у вас экспроприирована, как и лишние доллары.

   Вовка собирается "довести" нас до Феодосии (главное, как нам кажется, выехать из Керчи). Он куда-то спешит и поэтому подгоняет нас до ближайшего пункта, где нам быстро, без лишних бумаг и по приемлемой цене поменяют доллары на гривны. И вот мы уже шныряем по ухабистым и узким керченским улочкам за уже ставшей для нас родной желтой потрепанной "шестеркой". Напуганный "особым отношением" к российским автомобилистам, я еще больше боюсь потерять из виду Вовку, который не умеет ездить меньше 70 км/ч (и это там, где я боялся ехать даже потихоньку!).

   Симферопольское шоссе. Надо сказать, что дороги на Украине после краснодарских "отутюженных" трасс выглядят заметно хуже. К тому же мы оказываемся в тумане, какого я еще ни разу не видел. Вовкины фонари видны только метров за 30, стеклоочистители размазывают по стеклу "молоко", а вдобавок ко всему я смертельно хочу спать - время около четырех утра.

   Каким-то образом доезжаем до Феодосии, еще раз возимся с его "шестеркой", и он отбывает дальше. Напоследок хотим обменяться телефонами, но, честно поглядев друг другу в глаза, просто обнимаемся. Спасибо тебе, друг!

   Поспав несколько часов, начинаем "украинский боевой поход" и через несколько часов подъезжаем к Ялте. Опять оцепление вдоль дороги - сюда приехали Путин и Кучма. Бывает же! На выезде из Ялты нас останавливает инспектор ДАI и спрашивает, откуда мы привезли столько грязи. Мы узнаем, что находимся в курортной зоне, где даже запретили этилированный бензин. Пересказываем ему нашу "легенду". Чувствуется, что "гаишник" к нам расположен, но, с другой стороны, никак не может пропустить такое безобразие дальше. Наконец он оправдывает себя перед собой же тем, что сегодня особый день - встречаются наши президенты, и отпускает нас, взяв обещание "помыться" при первом удобном случае.

   По пути мы заезжаем в Новый Свет, известный своим изысканным шампанским, Ласточкино гнездо, Никитский ботанический сад (перед Ялтой) и заканчиваем поход в Севастополе, разместившись на ночлег с помощью местного таксиста. За 20 гривен он устроил нас в достаточно дешевую гостиницу на окраине города, "довел" до автостоянки, провел обзорную экскурсию по городу и доставил в центр. У нас ночью за 120 рублей такого сервиса не найти.

   Утром отправляемся обратно, заехав в Бахчисарай и осмотрев его достопримечательности. Далее, сев на хвост "спонсору" в Симферополе, через Джанкой (на объездной он попался на запрещенном обгоне) добираемся до Мариуполя. Там мы еще раз убеждаемся в том, что поздно вечером вам не сдадут комнату, не обменяют валюту и вообще будут смотреть на вас с опаской. Границу близ Таганрога мы, как "опытные контрабандисты", проходим ночью. Сонные таможенники пропускают нас даже без заполнения декларации. Все-таки дороги через Тамбов и Шацк качественнее и не такие запутанные. Меня разочаровал муромский паром, который отправляется при полной загрузке транспортом и ходит только где-то до 23.00. На последнем отрезке до Нижнего наваливается смертельная усталость, но очень хочется спать в нормальной кровати. Еду и вижу по сторонам вместе с реальной дорогой горные и морские пейзажи - я дошел до очень опасного состояния полусна. Но удача сопутствует нам до конца - и вот мы дома!

   В заключение позволю себе сделать несколько обобщений. Не позволяйте себе шуток с таможней, пограничниками и миграционной службой. Вам процедура проверки кажется любопытной и даже забавной, а для них это ежедневная и в большинстве своем рутинная работа. Кроме того, они обязаны реагировать на всякую информацию (в том числе и на ваши "приколы").

   В курортных городах повсеместно расположены платные парковки, где сервис носит зачастую очень навязчивый характер. Этих поборов можно избежать либо заняв принципиальную позицию (они, как правило, организованы незаконно), либо не доехав до "достопримечательности" метров 50.

   Мы около десятка раз "беседовали" с инспекторами на Украине и можем на основе этого опыта сказать: никаких "особых отношений" к россиянам у украинского ДАI нет. Другое дело, что они очень принципиально относятся к соблюдению ПДД, и поэтому:

   - на "стоп-контроле" лучше постоять несколько секунд, чем "обозначить" остановку проездом на маленькой скорости;

   - инспектор сделал непонятный жест - полюбопытствуйте, что это такое;

   - не касайтесь сплошной полосы;

   - при ограничении скорости лучше ехать со скоростью меньшей, чем указывает знак;

   - следите за внешним видом автомобиля - это в курортной зоне принципиальный вопрос;

   - заранее запаситесь знаком "RUS", свидетельствующем о вашей государственной принадлежности;

   - едете по незнакомой дороге - найдите ведущего (попутный автомобиль, идущий с подходящей скоростью).

   Конечно, можно сказать, что нам повезло с инспекторами. Но мы считаем, что повезет и вам, если будете относиться как к ДАI, так и к ГИБДД с уважением и пониманием. Нарушили - признайте вину, не нарушили - умейте корректно и конструктивно доказать свою точку зрения, но в любом случае не вступайте в бесполезные пререкания.

Андрей ПРИПИСНОВ