Путешествие: Тратим с умом


Если в путешествии по России с финансами все более или менее ясно, то отправляясь за рубеж, надо помнить, что существуют разные варианты оплаты различных товаров и услуг. Страны Евросоюза, страны Шенгенского договора и зона евро — это разные вещи. Если вы едете, например, в Скандинавию, государства которой подписали Шенгенский договор, это не означает, что у вас везде примут евро. Например, в Норвегии при оплате бензина наличными вам придется иметь три валюты: евро, шведские кроны и норвежские кроны (рубли тоже не забудьте!).

Берем кредитки

Б
олее удобно иметь пластиковые карты типа Visa или Master-card. Приобрести их можно в банках Нижнего Новгорода как бесплатно, так и за несколько десятков евро, в зависимости от условий. Такие карты принимаются за границей практически во всех магазинах, кафе, на платных дорогах и так далее. Лучше приобрести карту Visa-classic, чем Visa-electron (или ее Master-аналог), так как ее берут практически везде.

Перед приобретением карты поинтересуйтесь в банке, какая из карт выгоднее для использования в Европе, так как в разных банках работают различные схемы конвертации наличности. Однако на всякий случай иметь лучше несколько карт. Дело в том, что иногда при ошибке в оплате услуг автомат блокирует некоторую сумму, которой вы не сможете воспользоваться до обращения в ваш банк, и тогда вы попадете в неприятное положение. У меня автомат один раз заблокировал 170 евро, которые я смог вернуть себе только в Нижнем Новгороде.

И наличные нужны

Н
екоторые европейские заправки принимают только те пластиковые карты, которые имеют хождение в данной стране, так что неплохо иметь некоторое количество наличных евро. Эту валюту у вас в крайнем случае могут принять и не в “еврозоне”, но по коммерческому курсу (это означает, что вы потеряете часть средств, но не останетесь “на бобах”). Конечно, доводить ситуацию до сухого бака нельзя, о заправках нужно думать своевременно.

Еще один сюрприз ожидает вас при пользовании норвежскими паромами и платными дорогами. Принимаются здесь исключительно норвежские кроны, так что наличные деньги этой страны при условии ее посещения необходимы. Бывали случаи, когда в качестве оплаты кассиры принимали евро, доллары и даже водку, но настолько редко и неохотно, что это исключение лишь подтверждает правило.

Приобретать норвежские кроны в Норвегии — дело невыгодное, так как за обменную операцию независимо от суммы берется комиссия, доходящая почти до 100 крон, так что позаботиться об этом следует заранее. Совсем не обязательно ехать за норвежскими кронами в Москву или еще дальше. Запастись ими можно в нашем, нижегородском Сбербанке, в головном отделении. Нужно только заранее заказать требуемое количество валюты.

Оплата местных паромов в Норвегии осуществляется после въезда на судно и берется как с автомобиля, так и с каждого пассажира в нем. Автомобиль с тремя пассажирами “тянет” в среднем на 70 крон.

В Норвегии, особенно на юге, где находятся все “зачетные точки”, много платных дорог. Поэтому неплохо при составлении маршрута иметь карту, на которой они помечены. Следует обратить внимание, что некоторые дороги являются платными только в дневное время.

Платные услуги

К
ак правило, способ оплаты дорог прост и понятен: в соответствующих пунктах необходимо заплатить определенную сумму и ехать дальше. Наряду с автоматами здесь обычно работают и люди, так что в случае возникновения проблем всегда можно надеяться на подсказку. Но, к сожалению, иногда можно столкнуться с одними автоматами, как случилось с нами во Франции: мы никак не могли понять, чего хочет от нас автомат с шлагбаумом. Минут через десять к нам подъехали полицейские, но не захотели разговаривать с нами по-английски. Правда, когда они убедились, что по-французски я не понимаю, согласились-таки перейти на английский и объяснили ситуацию.

Оказалось, что в пункте въезда на платную дорогу нужно было просто нажать на кнопку и взять жетончик, который при выезде с платной дороги следовало всунуть в автомат, и он снимет нужную сумму с пластиковой карты или “проглотит” наличные.

Автобаны в Германии бесплатные. В Австрии для пользования платными дорогами на первой же бензозаправке необходимо купить абонемент. Называется он “Виньете Острейх” и стоит около 10 евро. Зато потом вам не нужно больше думать о платных дорогах, так что, на мой взгляд, этот способ оплаты гораздо удобнее.

А вот в Италии придется отвалить порядочную сумму — около 20 евро на 100 км. Иногда попадаются дороги через национальные парки, проезд по которым довольно дорог. Один раз я заплатил 26 евро, причем объезд, не считая удлинения маршрута, стоил бы дополнительно около 10 евро за туннель.

Процедура оплаты топлива на бензозаправках также довольно проста. Необычно для нас только то, что сначала нужно залить бензин в бак и только затем заплатить. На заправках Европы, как правило, кроме магазинчика и обязательного туалета есть места для отдыха, информационные стенды и даже душ с горячей водой.